499 148-10-40
sovnauka@mail.ru
Опубликовать статью
Контакты
ISSN 2079-4401
Учредители:
Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Главная
О журнале
О нас
Учредители
Редакционная коллегия
Политика журнала
Этика научных публикаций
Порядок рецензирования статей
Авторам
Направить статью для публикации
Правила оформления статей
Правила и порядок публикации
Правила оформления аннотаций и ключевых слов
Правила оформления библиографического списка
Права на произведениеЗадать вопрос авторуКонтакты
Опубликовать статью
ЖУРНАЛ
Октябрь, 2015
2016. Том 7. № 1
2015. Том 6. № 1, 2, 3, 4-5
2014. Том 5. № 1, 2, 3, 4
2013. Том 4. № 1
2012. Том 3. № 1
2011. Том 2. № 1, 2, 3, 4
2010. Том 1. № 1, 2, 3
ИНДЕКСИРУЕТСЯ
Российский индекс научного цитирования
Google scholar
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
№ 3, 2015
ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ОБЛАСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (Ч. 2)
Автор/авторы:
БОРЩЕВСКИЙ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
доцент кафедры государственной службы и кадровой политики, кандидат исторических наук
Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Контакты: пр-т Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606
E-mail: borshevskiy2008@yandex.ru
УДК: 342.5
Аннотация: Изучены процессы реформирования института государственной службы в странах Евразийского пространства на примере России, Белоруссии и Казахстана. По материалам статистических наблюдений рассмотрены количественные изменения в национальных системах государственной службы, начиная с момента распада единой советской системы государственного управления, и заканчивая современным этапом развития.
Автор выдвигает и проверяет исследовательскую гипотезу о наличии взаимосвязи между количественными изменениями (численностью работников) государственной службы и динамикой макроэкономических показателей (численностью занятых в экономике). Доказано отсутствие очевидной связи между этими параметрами, что объясняется отсутствием системного планирования в ходе реформирования государственной службы.
Методология исследования построена на сочетании методов сравнительного правового анализа, историко-ретроспективного метода, методов нормирования и шкалирования, структурно-функционального и системного анализа.
Изучение кадровой структуры государственной службы (гендерной, возрастной, образовательной и пр.) позволяет сформулировать выводы об общих и особенных тенденциях в ходе реформирования государственной службы анализируемых стран. Некоторые показатели были впервые рассчитаны автором. Работа призвана стать основой для проведения широких международных исследований, посвященных развитию государственной службы как центрального механизма, обеспечивающего реализацию политики интеграции на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: государственная служба, Евразийское пространство, интеграция, кадры, органы государственного управления, реформирование
Дата публикации: 30.10.2015
Дата публикации на сайте: 30.01.2016
DOCX версия статьи: Скачать DOCX
РИНЦ: Перейти на страницу статьи в РИНЦ
Библиографическая ссылка на статью: Борщевский Г.А. Процессы интеграции на постсоветском пространстве в области реформирования государственной службы (ч. 2) // Современная наука. 2015. № 3. С. 25-31.
Права на произведение:

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

В настоящей части статьи предлагается акцентировать внимание на динамике процессов реформирования государственной службы.

Правовыми сходствами и различиями картина процессов реформирования государственной службы в рассматриваемых странах (Россия, Белоруссия и Казахстан) не исчерпывается. На наш взгляд, следует проанализировать количественные характеристики каждой из моделей во временной динамике. Это позволит сделать обоснованные выводы о характере происходящих процессов трансформации государственной службы.

Определенную проблему представляет доступность и сопоставимость статистических данных. Как указывалось в первой части настоящей работы, методология статистических наблюдений государственной службы в России, Казахстане и Белоруссии различается. Методологии России и Белоруссии сегодня близки между собой, однако по России имеются данные с конца 1999 г., а по Белоруссии — только с 2009 г. По Казахстану доступны статистические данные, начиная с 1991 г., однако специальное обследование государственных служащих ведется лишь с 2000 г., а комплексные данные имеются лишь за отдельные годы. Номенклатура статистических данных по Казахстану существенно отличается от номенклатуры России и Белоруссии. В ряде случаев это вызвало необходимость проведения автором самостоятельных расчетов для получения дополнительных данных.

Промежутки времени, по которым доступны данные, различны для каждого изучаемого параметра, что нашло отражение в материалах исследования.

Прежде всего, были собраны данные о размере валового внутреннего продукта на душу населения в анализируемых странах. Этот макроэкономический показатель интересно рассмотреть в контексте процессов реформирования государственной службы.

Динамика показателя рассчитана по формуле (1):

 

D = (Yi– Yi-1) / Yi * 100%,                                           (1)

 

где:

D — показатель динамики;

Yi,Yi-1 — значения показателя по всем рассматриваемым годам.

Показатель динамики родственен показателю цепного прироста. Данный показатель демонстрирует изменения по отношению к предыдущему году, указанному в таблице 1, а не среднегодовые изменения.

 

 

 

 

Таблица 1. Динамика ВВП на душу населения в России, Казахстане и Белоруссии (2000—2013 гг.)

Год

ВВП на душу населения (долл. США)

Динамика ВВП (%)

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

2000

6824

7693

5785

 

 

 

2002

8023

9972

6703

14,9

22,9

13,7

2004

10 249

12 391

8497

21,7

19,5

21,1

2006

14 976

15 700

11 021

31,6

21,1

22,9

2008

20 275

18 051

13 913

26,1

13,0

20,8

2009

19 486

17 939

14 082

-4,0

-0,6

1,2

2010

20 541

19 204

15 385

5,1

6,6

8,5

2011

22 570

20 772

16 603

9,0

7,5

7,3

2012

23 504

21 892

17 211

4,0

5,1

3,5

2013

24 114

23 211

17 619

2,5

5,7

2,3

Источник: составлено автором по материалам[1]

 

Приведенные данные о ВВП, которые непосредственно еще не характеризуют процессы на государственной службе, следует дополнить сводной таблицей 2, в которой представлены показатели динамики численности государственных служащих России, Белоруссии и Казахстана. Динамика показателей рассмотрена, начиная с 2000 г., так как с этого года в нашем распоряжении находятся все необходимые данные для проведения анализа.

 

 

 

Таблица 2. Количественные характеристики государственной службы России, Казахстана и Белоруссии (2000—2013 гг.)

Показатели

2000

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

РФ

РК

РБ

Население (млн чел.)

146,9

14,9

10,0

144,2

14,9

9,8

142,0

15,6

9,5

141,9

15,8

9,5

142,8

16,2

9,5

142,9

16,4

9,5

143,0

16,7

9,5

143,3

16,9

9,5

Занятые (тыс. чел.)

65 070

6105

4444

68339

7261

4414

70603

7857

4610

69362

7903

4644

69934

8114

4666

70857

8302

4654

71545

8500

4577

71391

8571

4546

Госслужащие (тыс. чел.)

824,1

71

Н.д.

975

86

Н.д.

1202

95

Н.д.

1221

97

57

1200

87

56

1173

87

56

1150

87

52

1125

87

49

Доля госслужащих среди населения (%)

0,56

0,48

-

0,68

0,58

-

0,85

0,61

-

0,86

0,61

0,60

0,84

0,54

0,59

0,82

0,53

0,59

0,80

0,52

0,55

0,78

0,51

0,52

Доля госслужащих среди занятых (%)

1,27

1,16

-

1,43

1,18

-

1,70

1,21

-

1,76

1,23

1,23

1,72

1,07

1,20

1,66

1,05

1,20

1,61

1,02

1,14

1,58

1,02

1,08

Число граждан на одного служащего

178

210

-

148

174

-

118

164

-

116

163

167

119

186

170

122

189

169

124

192

182

127

194

193

Число занятых на одного служащего

79

86

-

70

84

-

59

83

-

57

81

81

58

93

83

60

95

83

62

98

88

63

99

93

Динамика населения

-

-

-

-1,89

0,34

-2,46

-1,52

3,98

-2,32

-0,07

1,30

-0,29

0,67

2,65

-0,15

0,01

1,44

-0,20

0,13

1,40

-0,17

0,20

1,40

-0,01

Динамика занятости

-

-

-

4,78

15,92

-0,68

3,21

7,59

4,25

-1,79

0,58

0,73

0,82

2,60

0,47

1,30

2,26

-0,26

0,96

2,33

-1,68

-0,22

0,83

-0,68

Динамика численности служащих

-

-

-

15,48

17,44

-

18,89

9,47

-

1,56

2,06

-

-1,75

-11,5

-1,79

-2,30

0,0

0,0

-2,0

0,0

-7,69

-2,22

0,00

-6,12

 

 

На рисунке 1 представлена динамика показателей «Доля государственных служащих в общей численности населения» и «Доля государственных служащих в численности занятых» по России, Белоруссии и Казахстану.

 

Рис. 1. Доля государственных служащих в общей численности населения и в численности занятых России, Казахстана и Белоруссии (2000—2013 гг.), %

 

Видно, что доля государственных служащих как в общей численности населения, так и в численности занятых по России всегда была в среднем выше, чем по другим анализируемым странам. Казахстан демонстрирует самую низкую долю работников аппарата по обоим показателям. Показатели по Белоруссии в среднем выше, чем по Казахстану, но близки к ним.

Описанные данные дополняет следующий рисунок 2.

 

Рис. 2. Число граждан на одного государственного служащего и число занятых на одного государственного служащего в России, Казахстане и Белоруссии (2009—2013 гг.), чел.

 

На рисунке 2 видно, что количество граждан и занятых, приходящихся на одного государственного служащего в России, в среднем меньше аналогичных показателей для Белоруссии и Казахстана. Это говорит об относительно более высокой бюрократизации российского общества по сравнению с другими анализируемыми странами. С течением времени значения этих показателей изменялись несущественно, что свидетельствует об устойчивости отмеченных тенденций. Казахстан демонстрирует меньший уровень бюрократизации в сравнении с другими странами. Что касается Белоруссии, то ее показатели ближе к казахстанским, чем к российским.

Отдельным блоком изучения в рамках настоящей работы было сопоставление динамики показателей численности населения, численности занятых в экономике, численности государственных служащих и ВВП на душу населения в трех странах. Рабочая гипотеза заключается в том, что изменения численности государственных служащих в каждой стране должны коррелировать с изменениями численности населения и численности занятых в экономике страны.

Так как масштаб значений конкретных показателей в исследуемых странах сильно различается, то для визуализации тенденций мы прибегли к методу нормирования.

Первоначально гипотеза была проверена на темпах прироста по каждому показателю, рассчитанному по приведенной ранее формуле (1). Динамика показателей на 2005 г. рассчитана по сравнению с 2000 г. Так как динамика ВВП между 2000 и 2009 гг. изменялась очень существенно, сопоставление этих значений с динамикой других показателей затруднено. Поэтому ниже приводится динамика ВВП, начиная с 2009 г. (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика изменений численности населения, численности занятых в экономике, численности государственных служащих и ВВП на душу населения в России (2005—2013 гг.), %

 

На рисунке 3 видно, что численность населения прирастала невысокими, но стабильными темпами. Численность занятых в экономике, напротив, имела динамику к сокращению. Эти показатели изменялись обратно пропорционально друг другу.

Численность государственных служащих изменялась обратно пропорционально численности занятых в экономике (кроме промежутка 2008—2009 гг., на котором эти процессы совпали). Динамика ВВП и численности государственных служащих можно рассматривать как обратно связанные процессы.

На рисунке 4 аналогичные процессы рассмотрены на примере Казахстана.

 

Рис. 4. Динамика изменений численности населения, численности занятых в экономике, численности государственных служащих и ВВП на душу населения в Казахстане (2005—2013 гг.), %

 

Видно, что численность населения прирастала неравномерно, а с 2011 г. прироста почти нет. Динамика численности занятых в экономике изменялась в основном негативно, кроме 2009—2010 гг. Явной зависимости между динамикой данных показателей не выявлено. Численность государственных служащих изменялась обратно пропорционально численности занятых в экономике. Динамика ВВП и численности государственных служащих не демонстрировали связи между собой.

В Белоруссии численность населения быстро прирастала в 2008—2009 гг., после чего прирост стабилизировался. Численность занятых в экономике имела динамику к сокращению. Эти показатели изменялись обратно пропорционально друг другу, как видно на рисунке 5.

 

Рис. 5. Динамика изменений численности населения, численности занятых в экономике, численности государственных служащих и ВВП на душу населения в Белоруссии (2005—2013 гг.), %

 

Численность государственных служащих изменялась противоречиво. Для периода 2005—2009 гг., по которому у нас отсутствуют данные о численности государственных служащих, была рассчитана динамика численности работников государственного управления. Этот процесс можно рассматривать в основном как обратно пропорциональный динамике численности занятых. Динамика ВВП и численности государственных служащих не продемонстрировали наличия связи между собой.

Далее гипотеза проверялась через изучение четырех рассматриваемых показателей, выраженных в обобщенном виде. На рисунках 6—8 представлены не конкретные значения показателей, а общее направление происходивших изменений.

 

 

Рис. 6. Динамика изменений количественных показателей в России (2000—2013 гг.)

Рис. 7. Динамика изменений количественных показателей в Казахстане (2000—2013 гг.)

 

 

Рис. 8. Динамика изменений количественных показателей в Белоруссии (2000—2013 гг.)

 

Видно, что численность населения, в основном, возрастала в Казахстане, а в других странах сокращалась или оставалась стабильной. Численность занятых в Казахстане также увеличивалась в среднем более быстрыми темпами, чем в России и Белоруссии. ВВП во всех странах изменялся в одинаковом направлении. Численность государственных служащих в России быстро возрастала в 2000—2008 гг., после чего сократилась к 2012 г. до уровня 2005 г. В Казахстане она возрастала в 2000—2009 гг., в 2009—2010 гг. была сокращена, после чего сохраняла стабильную численность. В Белоруссии в 2009—2011 гг. численность госслужащих оставалась стабильной, а в 2012—2013 гг. сократилась.

Проверка гипотезы показала, что, во-первых, направление всех процессов в рассматриваемых странах было общим, во-вторых, ясной связи процессов изменения численности государственных служащих с иными рассматриваемыми показателями ни в одной стране не выявлено. Это указывает на то, что процессы реформирования государственной службы (изменения численности государственных служащих) не основывались на системном планировании и слабо коррелировали с происходившими процессами в экономике и обществе.

 

 

Литература
1. Бейсембаев А.А. Система государственной службы Республики Казахстан: тенденции и перспективы // Вопросы государственной и муниципального управления. 2010. № 3.
2. Бирбаев Б.О., Шагойко Е.Ю. Реформирование государственной службы России и Казахстана: кто впереди? В сб.: Экономика и эффективность государственного управления. Вып. 8 / Под ред. А.Г. Барабашева. М., 2015.
3. Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь». URL://http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/953
4. Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате» // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. 1993. № 32. Ст. 416.
5. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. № 453 «О государственной службе». URL://http://-
www.adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000453
6. Капаров С.Г. Основные тенденции в сфере казахстанской государственной службы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2.
7. URL://http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/Pages/default.aspx?d=d6e71c02-fd4e-4de6-a3e8-02196d338eac
8. URL://http://www.anticorruption.gov.kz/rus/
9. URL://http://www.stat.gov.kz/faces/homePage;jsessionid=R5sHTl2bGptHmfyzJ07MPQp7NVvNpPZmTT622j-
SDnq1jBkWLjP87!1618266553?_afrLoop=442345053558452#%40%3F_afrLoop%3D442345053558452%26_adf.ctrlstate%3Dhm5nvjnq9_4
10. Указ Президента Республики Казахстан от 7 марта 2013 г. № 523 «Об утверждении Реестра должностей государственных служащих». URL://http://www.adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000523#z42.
11. ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
12. Чуприс О.И. Теоретические проблемы правового регулирования государственной службы Республики Беларусь: Аавтореф. дисс. … д-ра юрид. наук. Мн., 2010.
13. Kurmankulov A., Makhmutov B., Mamanova K., Kuanyshbayeva Z., Mussabekov M., Serickbayev A. Political Management in the Republic of Kazakhstan and Russian Federation: Comparative Analysis // Middle-East Journal of Scientific Research (Special issue of Politics and Law). 2013. № 13.
Просмотров: 259 Комментариев: 0
Похожие статьи
  1. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ОБЛАСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (ч. 1)
  2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА
  3. ВЛИЯНИЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Поиск по авторам
Поиск по статьям
ISSN 2079-4401
Учредители: Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Если не указано иное, материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Журнал «Современная наука», © 2015 г.