Начало XXI в. было ознаменовано усилением и ускорением различных глобальных и региональных процессов. Сегодня отношения между странами и регионами направлены как на объедине- ние и сотрудничество, так и на попытки ограничения стороннего влияния. Все это отражено в процессах глобализации и глокализации, интеграции и дезинтеграции. Глобальные изменения несут в себе ряд позитивных моментов, таких как: международное разделение труда и повышение его производительности, беспрепятственный взаимовыгодный обмен товарами и услугами, совершенствование технологий и многое другое. С другой стороны, взаимозависимые экономики больше подвержены разного рода кризисам.
Параллельно этим процессам происходит масштабная информатизация. Средства коммуникации и массовой информации становятся основным стратегическим ресурсом в борьбе за общественное мнение. Вкупе с глобализацией это информационное противостояние давно вышло за рамки национальных государств — сегодня осуществляются попытки сформировать мнение людей на глобальном уровне.
В геополитическом пространстве происходит движение от господства одной державы к многополярности. На передовую мировой политики выходят новые сильные игроки — Европейский Союз, Китай и, воз- можно, ряд других лидеров регионов. Наличие нескольких центров мировой силы поможет соблюдать баланс интересов различных регионов. Необходимость существования многополярного мира утверждал еще Н.Я. Данилевский: «Всемирная ли монархия, всемирная ли республика, всемирное господство одной системы государств — одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории... Господство одной цивилизации, одной культуры лишило бы человеческий род одного из необходимейших условий успеха и совершенствования — элемента разнообразия» [2, с. 201].
Одним из мощных культурно-экономических полюсов на мировой арене в будущем может стать Евразий- ский Союз. Этого уже сегодня опасаются наши конкуренты и всячески пытаются воспрепятствовать усилению нового международного игрока. В том числе осуществляются попытки разобщить участников Союза с помощью информационного оружия.
Основными предпосылками к созданию Евразийской интеграции считают экономические факторы: необходимость организации общего рынка, взаимовыгодный обмен ресурсами и технологиями, возможность устойчивого развития производительных сил, объединение рынков труда. Вопрос о создании подобного объ- единения висел в воздухе еще с момента развала СССР. Реализовать проект на десятилетие раньше мешали политические амбиции стран, наслаждавшихся только приобретенным суверенитетом. Мировой финансовый кризис 2009 г. больно ударил по всем странам СНГ, подтолкнул к более тесному интеграционному взаимодействию. Убедительным примером тому стало формирование в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза. За этим последовало принятие Декларации о формировании Единого экономического пространства, предусматривающего создание ЕврАзЭС. В активе ЕврАзЭС — создание Антикризисного фонда, управляемого Евразийским банком развития. Все это было необходимо для снижения негативных последствий мирового кризиса, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных инициатив, развития рынков.
Таким образом, создание Евразийского Союза носит подчеркнуто экономический характер. Приведем в доказательство слова президента Казахстана Н.А. Назарбаева в программной статье для газеты «Известия»: «Мой подход к евразийству, преломленный к конкрет- ным историческим условиям рубежа ХХ и ХХI вв., базировался на следующих принципах. Во-первых, не отрицая значения культурных и цивилизационных фак- торов, я предлагал строить интеграцию, прежде всего, на основе экономического прагматизма. Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги — главный двигатель интеграционных процессов. Поэтому первооснова будущего ЕврАзЭС — Единое экономическое пространство как масштабный ареал совместного успешного развития наших народов» [4]. Во всех выступлениях лидера Казахстана по данному вопросу красной нитью проходит мысль о том, что данное объединение не будет нести в себе никакой идеологической, политической и культурной составляющей. Хотя в этой же статье он не отрицает наличие глубокой «евразийской идентичности с ее культурным, религиозным и языковым многообразием». Также он предлагает основать круглосуточный новостной канал «Евразия-24», необходимый «с точки зрения объективного и полного информирования граждан наших стран о преимуществах и ходе интеграции». Т.е. Н.А. Назарбаев признает, что евразийское пространство также строится на общ- ности культуры и истории народов, что необходимо общее коммуникативное пространство.
Несмотря на декларируемый отказ от какой-либо идеологической основы Евразийского Союза, любая форма межгосударственного объединения будет подразумевать серьезный идейный и коммуникативный аспект. Происходящие интеграционные процессы необратимо влекут за собой рост объемов обмена информацией, появление новых возможностей ее производства, передачи и распространения. Общее евразийское информационное пространство будет благодатной почвой для появления объединяющих народы идей (либо одной такой идеи). Общая идея должна будет разъяснить цель данного объединения, сопровождать процесс интеграции, а также будет выполнять защитную функцию — отражать информационные атаки, направленные на ра- зобщение Союза. Эта идея должна быть понятна и должна поддерживаться всеми участниками интеграции.
Хочется нам признавать это или нет, но объективно все еще сохраняются те мощные духовные и исторические скрепы, которые объединяли народы Российской империи, а затем Советского Союза. В советские времена идеология формировала идентичность. Такая идентичность просуществовала несколько десятилетий и способствовала выживанию государства, позволив объединить многочисленные этносы и нации на наднациональной основе. Сегодня же интеграция возможна при появлении новой общей Идеи.
Евразийский Союз уже обвиняют в имперских амбициях, в особенности в стремлении России подчинить себе соседей. По этому поводу Владимир Путин в статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» пишет: «Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский Союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединенной едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов» [5]. Мы понимаем, что наши противники так просто не отдадут геополитическое первенство новой интеграционной структуре. З. Бжезинский в книге «Великая шахматная доска» писал, что «глобальное первенство Америки непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться ее превосходство на Евразийском континенте» [1, с. 109]. Главным орудием в этой борьбе являются существующие и раздуваемые противоречия между странами СНГ, их сепаратистские и националистические устремления, религиозные особенности, былые обиды времен СССР.
Коммуникативная сторона интеграции располагается в двух взаимообусловленных плоскостях информационного поля Союза. Первая плоскость — организационно-техническая. Сюда входят все коммуникационные технологии и средства связи, СМИ, а также вся организационно-правовая составляющая. Вторая плоскость — мировоззренческая. Ее основными элементами являются идеи, идеологии, культура, история и др.
Организационно-техническая плоскость подразумевает объединение информационной инфраструктуры членов Союза. Эффективная информационная инфраструктура должна содержать в себе следующие составляющие: информационно-телекоммуникационные системы и сети связи; системы формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; общая индустрия информационных услуг, а также общий информационный рынок Союза; союзная система подготовки и переподготовки кадров в данной области, а также развитие научного сотрудничества в сфере ин- формационных технологий.
Сегодня формирование единого информационного пространства Евразийского Союза основано на законах уровня национальных законодательств его государств- членов, среди них законы об информатизации, электронных цифровых подписях, электронных документах, актах, касающихся межведомственного взаимодействия и электронного документооборота [6, с. 39].
Мировоззренческая плоскость представляется наиболее спорной, но не менее важной стороной интеграции. Прежде всего, стоит сразу четко обозначить, что новая общественно-экономическая интеграция должна быть основана на международном согласии и гражданском мире, что невозможно без взаимопонимания между нациями. Взаимопонимание будет достигнуто только при понимании общих целей участников Союза. Цели при этом не должны противоречить историческим и культурным традициям наций.
Необходимо обозначить основные направления развития мысли при выработке объединяющей Идеи. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на ав- торов евразийского движения, зародившегося еще в 1920-е гг. в среде белой эмиграции. Среди них культуролог и лингвист Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский, географ П.Н. Савицкий, правовед и философ Н.Н. Алексеев и др.
Они пишут о том, что народам Евразии не свой- ственно в качестве основной цели существования ставить богатство и процветание, сильное государство и промышленность. Все обозначенное — лишь средства для достижения высших идеалов евразийства. Такие идеалы представляют собой идеалы евразийского общежития народов: единство в многообразии, интеграция народов Евразии на основе культурно-цивилизационной континентальной идеи и глубинного социокультур- ного синтеза традиций.
Н.С. Трубецкой писал о понятии «автаркия» — единство наций, создающих целостный культурный мир и спаянных не только экономикой, но и историей («общностью судьбы»), национальными особенностями и на- циональным равновесием [7]. По его мнению, автаркия возможна только в демотическом государстве евразийцев, которая представляет совокупность исторических поколений: прошедших, настоящих и будущих, образующих оформленное государством единство культур.
Таким образом, Евразия является естественной автаркией, обладающей географическим, геополитическим и экономическим единством. Основой самобытности культурного мира является славяно-туранское единство.
В.Н. Ильин утверждал недопустимость насаждения одностороннего «русского патриотизма» через подавление и вытеснение народностей Евразии [3, с. 12].
Евразийство в его духовном плане актуально и сегодня. В него включены весьма глубокие и перспективные геополитические, этнокультурные, социальные и экономические идеи. Евразийство — мощная альтернатива тупиковой стратегии глобализации западного образца.
Единой идейной основой для народов Евразийского Союза однозначно должна стать ценность свободного и сознательного единения людей и народов, неотрывная от главной потребности человека — потребности во всестороннем индивидуальном развитии.
В заключении стоит отметить, что Евразийскому Союзу, прежде всего, необходимо наладить коммуникацию, а потом развивать все остальные формы связи. Последующее углубление экономической, политической и социальной взаимосвязи повлечет за собой и расширение и интенсификацию процессов в информационном пространстве без чего невозможно существование крепкой и эффективной интеграции.
|