Согласно энциклопедическим словарям, объект (позднелатинское objektum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — философская категория, характеризующая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической или познавательной деятельности.
В теории уголовного права под объектом преступления понимаются общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
Концепция общественных отношений была сформирована с самого начала образования Советского государства.
В руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. отмечалось, что «советское уголовное право имеет свои задачи посредствам репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс».
Преступление же определялось этим законодательным актом как «нарушение порядка общественных отношений, охраняемых уголовным правом».
Законодательный перечень объектов преступления дается в ч. 1 ст. 2 УК РФ 1996 г. Это права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества [1].
В гл. 2 Конституции РФ предусмотрены права и свободы человека и гражданина [2].
Вместе с тем, УК РФ не содержит определения понятия объекта преступления. Как справедливо заметил Г.П. Новоселов, «одним из главных аспектов существующей ныне концепции объекта преступления является вопрос о его понятии». Называя объектом преступления то, на что посягает лицо, совершившее преступное деяние, и чему причиняется или может быть причинен вред в результате преступления, отечественные ученые разделились в вопросе о том, что же непосредственно составляет содержание рассматриваемого понятия «общественные отношения», человек или определенные социальные блага [4, с. 146, 147].
В юридической литературе имеются мнения о том, что объектом преступления являются не общественные отношения, а общественные интересы, социальные (правовые) блага, отдельные лица или материальные или нематериальные ценности и т.п.
Целенаправленное осмысление понятия «объект преступления» началось еще в XIX в. Так, Н.С. Таганцев полагал, что объектом преступления всегда является юридическая норма в ее реальном бытии. По мнению В.М. Хвостова, правонарушительное деяние направлено «против права», и в этой связи оно должно расцениваться как «деяние, подрывающее авторитет права и государства и потому имеющее общественный характер» [4]. Несколько по-иному считал А.Д. Марголин, который отмечал, что «преступление — это в сущности: а) посягательство на правоохраняемые интересы отдельных лиц, граждан; б) общества; и в) государства» [11, с. 138].
А.В. Наумов в одной из своих работ констатировал, что теория объекта как общественного отношения в ряде случаев откровенно «не срабатывает». Особенно, сетовал ученый, применительно к преступлениям против личности, в частности, к убийству и причинению вреда здоровью человека [6].
Действительно, понимание объекта преступления как определенных общественных отношений вполне справедливо, например, для составов кражи, грабежа и других хищений, причиняющих ущерб отношениям собственности. Однако, о каких общественных отношениях можно говорить, если посягательство направлено против жизни или здоровья человека? Ведь уголовным законом охраняются не общественные отношения по поводу сохранения жизни и здоровья членов общества, а непосредственно жизнь и здоровье человека как первостепенные, наиважнейшие блага и ценности — сами по себе, как таковые. Понимание же жизни и здоровья как совокупности общественных отношений, восходящее к марксистской трактовке личности как «совокупности всех общественных отношений», сомнительно. Отсюда и наименование глав Особенной части УК — не «преступления против отношений по поводу...», а преступления против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности, против интересов службы, против основ конституционного строя и т.д.
Таким образом, общественные отношения не являются единой и универсальной характеристикой объекта преступления. Например, этим понятием не охватывались такие личные блага человека, как жизнь и здоровье. Хотя сохранение и защита этих благ обеспечивается системой соответствующих общественных отношений, право физического существования человека — это право, прежде всего, субъективно-индивидуальное с его потребностями, интересами, правами.
Разделяя тезис о том, что общественные отношения — объект преступления и при этом, учитывая, что объектом преступления может быть признано лишь то, что терпит ущерб в результате преступления, то при уяснении «механизма» причинения вреда объекту преступного посягательства возникает вопрос о том, каким образом причиняется вред общественным отношениям? Видимо преступление «разрывает» общественные отношения (например, отказ от уплаты алиментов…), нарушая их законную урегулированность и порядок. Перечень общественных отношений, которым наносит вред преступление, содержит ч. 1 ст. 2 УК.
Значение объекта преступления определяется, прежде всего, тем, что это — один из элементов состава преступления.
Правильное определение объекта посягательства имеет значение в определенных случаях для отграничения сходных между собой преступлений и их правильной квалификации.
Значение объекта в том, что он является одним из критериев отграничения преступлений от иных правонарушений. Для этого необходимо установить, охраняется конкретное общественное отношение уголовно-правовой нормы или нет.
В тоже время, надо признать, что вопрос об объекте преступления не получил окончательного разрешения по сей день и в науке уголовного права ведутся дискуссии об определении понятия объекта преступления.
Поскольку преступление и преступность порождает причина, то отчасти ответ на эти вопросы, возможно, поможет пониманию причин преступности. Ведь и человеком, и обществом, и человечеством в целом движет стремление жить с определенным качеством жизни, а преступления как раз ухудшают качество жизни, причиняют смерть.
Объект преступления — это то, на что посягает лицо, совершающее преступное деяние, и чему причиняется или может быть причинен вред в результате преступления.
Законодательное определение понятия преступления — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания (ст. 14 УК).
Преступность — собирательное понятие. Преступность представляет собой социальное явление, включающее совокупность различных актов индивидуального преступного поведения. Однако, преступность не просто множество преступлений или даже их статистическая совокупность. Преступность как исторически изменчивое явление характеризуется тем, что ее возникновение связано с разделением общества на классы, появлением частной собственности и образованием государственной власти. Иными словами возникновение преступности связано с разделением общества на богатых и бедных. Такой подход к пониманию преступности важен, прежде всего, потому, что позволяет проследить природу и распознать ее движущие начала.
Преступность — сложное социально-правовое явление, в силу чего она изучается различными науками, исследующими ее отдельные стороны. Однако, только криминология охватывает проблему преступности в целом.
Одной из основных проблем криминологии является проблема причин преступности в целом и конкретного преступления в частности потому, что без изучения причин и условий преступности практически невозможно вести борьбу с преступностью.
«Причина» (от лат. — causa) — это то, без чего не было бы другого — следствия [13, с. 365].
Под причинами преступности понимают «совокупность явлений и процессов, которые порождают преступность как свое закономерное следствие» [3, с. 182; 10, с. 11]. Причина опережает по времени следствие, т.е. предшествует преступлению.
Ученые неоднократно пытались дать определение общей причине всей преступности. Одни ученые считают, что «общая причина преступности в любом обществе — объективные социальные противоречия» [7, с. 76].
Другие ученые полагают, что «не существует какой-то общей, основной, главной причины, которая исчерпывающе объясняет происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии» [8, с. 180].
Очевидно, что утверждение о том, что «негативные социальные условия и есть причина преступности» [12, с. 49], будет в достаточной степени дискуссионным.
Не всегда и конкретная ситуация вызывает намерение совершить преступление. И хотя неблагоприятные экономические условия в стране породили 60% преступлений против собственности, тем не менее не все граждане, испытывающие экономическое неблагополучие, идут совершать преступления.
Значит, главную роль в совершении конкретного преступления играет сама личность, ее нравственно-психологические свойства и качества. Важную роль при формировании личности играют семья, школа, круг субъектов, с которыми человек общается (соседи, друзья, одноклассники, коллеги по работе).
Механизм преступного поведения составляет временная цепочка стадий: мотивация преступления; выбор объекта посягательства, орудий совершения преступления; распределение ролей между соучастниками; принятие решения о начале преступных действий.
Мотив преступления — то внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и руководит им при его осуществлении.
Главную роль в формировании преступного поведения играют потребности человека.
Мотив отражает то, ради чего совершаются поступки, действия.
Цель — то, что надо осуществить. Цель выглядит как образ будущего результата действий лица.
Существенным элементом механизма преступного поведения является воля. Она понимается как сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевые свойства личности проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.
Провоцирующая ситуация — ситуация, побуждающая к совершению преступления.
Виктимность — свойство личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует и облегчает преступное поведение. Например, жертва — кассир, таксист.
«Причины конкретного преступления имеют свои корни в общих причинах преступности», — считает К.Н. Флоря [14, с. 7].
Иными словами, если существует общая причина преступности, значит, эта причина относится ко всем совершенным преступлениям.
Например, с повышением уровня безработицы повышается уровень преступности. По оценкам западных ученых, увеличение количества безработных в стране на 1% вызывает рост количества преступников на 5% [9, с. 306].
Аналогичная зависимость между преступностью и алкоголизмом, а повышение уровня компьютеризации общества привело к появлению новой, компьютерной преступности.
Взаимосвязи явлений принято называть детерминизмом. В этом смысле причинность понимается как одна из форм (разновидностей) детерминации.
При изучении и описании детерминант преступности используется такое понятие, как факторы, обладающие причинной связью с преступностью; они рассматриваются в качестве ее причин, либо условий, ей способствующих.
В криминологических исследованиях обычно выделяются такие факторы, как урбанизация, миграция, изменение половозрастной структуры населения, уровень рождаемости, свободное время, образовательный и культурный уровень населения, его материальная обеспеченность и др.
В условиях обострения социально-экономической обстановки в стране, роста преступности изучение причин преступности становится особенно актуальным.
Вызывает интерес подход к проблеме причин преступности, предлагаемый В.С. Васильевым. «Причины преступности и исторического прогресса одинаковы… И общественное сознание, и форма государства, и система права, и преступность (как социально-правовое явление) являются следствием все той же одной причины — борьбы за существование, т.е. за наиболее безопасные условия выживания общества, государства и личности.
Безопасные условия выживания обеспечиваются через реализацию двух групп человеческих потребностей: витальных и социальных (статусных). Например, в основе создания высокохудожественных произведений и совершения преступлений одна и та же причина — стремление к самовыживанию, которая осуществляется через реализацию витальных или социальных потребностей, только с использованием различных способов: в первом случае правовых, а во втором противоправных.
Выбор способов реализации потребностей зависит от многочисленных условий, комбинаций условий и факторов как случайных, так и детерминированных» [5, с. 63].
Законопослушные граждане, чтобы увеличить и защитить свое благосостояние, издают законы.
Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии, социальной практики и других наук. И если это так, и если главную роль в формировании преступного поведения играют потребности человека, то, в развитие подхода В.С. Васильева об общих причинах преступности, можно сказать так, если абстрагироваться, то можно заметить, что на планете Земля наблюдается постоянный рост веса и, соответственно, цены. Растет планета, растет население, утоляя голод, потребляя и обрастая богатством как снежный ком. Растет постоянно и преступность в обществе. Даже преступления ст. 15 УК РФ делит по степени тяжести: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
А это значит, что не только идея выжить, но и идея разбогатеть (увеличить вес) за счет производства и перераспределения материальных ресурсов — общая причина и исторического прогресса, и революций, и войн, и преступности.
Тогда, мечтая, можно сказать, что ликвидировать преступность может только электронное наблюдение за распределением богатств.
И хотя причина порождает и предшествует преступлению во времени, все же объект и причину преступления связывает общий предмет. Причина преступлений — это идея выжить и разбогатеть за счет материальных ресурсов, вокруг которых и складываются общественные отношения как объект преступления.
|