499 148-10-40
sovnauka@mail.ru
Опубликовать статью
Контакты
ISSN 2079-4401
Учредители:
Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Главная
О журнале
О нас
Учредители
Редакционная коллегия
Политика журнала
Этика научных публикаций
Порядок рецензирования статей
Авторам
Направить статью для публикации
Правила оформления статей
Правила и порядок публикации
Правила оформления аннотаций и ключевых слов
Правила оформления библиографического списка
Права на произведениеЗадать вопрос авторуКонтакты
Опубликовать статью
ЖУРНАЛ
Март, 2015
2016. Том 7. № 1
2015. Том 6. № 1, 2, 3, 4-5
2014. Том 5. № 1, 2, 3, 4
2013. Том 4. № 1
2012. Том 3. № 1
2011. Том 2. № 1, 2, 3, 4
2010. Том 1. № 1, 2, 3
ИНДЕКСИРУЕТСЯ
Российский индекс научного цитирования
Google scholar
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
№ 1, 2015
РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Автор/авторы:
кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления
УДК: 331.1
Аннотация: Рассмотрены уровень оплаты труда, минимальные ставки заработной платы, условия найма работников, содействие занятости и другие вопросы, которые регулируются системой коллективных и индивидуальных трудовых договоров (соглашений).
Ключевые слова: коллективный договор, социально-трудовые отношения
Дата публикации: 30.03.2015
Дата публикации на сайте: 11.11.2015
PDF версия статьи: Скачать PDF
РИНЦ: Перейти на страницу статьи в РИНЦ
Библиографическая ссылка на статью: Дубаневич Л.Э. Регулирование социально-трудовых отношений: территориальный уровень. // Современная наука. 2015. № 1. С.23-26
Права на произведение:

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

  В настоящее время в России существует разветвленная многоуровневая система договорного регулирования социально-трудовых отношений. В соответствии со ст. 45 Трудового Кодекса Российской Федерации под соглашением понимается правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-экономических отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции [1].

  На федеральном уровне заключаются:

  • Генеральное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Его участниками могут выступать общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации. В 2013 г. было заключено 12-е по счету Генеральное соглашение на 2014—2016 гг.
  • Отраслевые соглашения, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли. На федеральном уровне социального партнерства действует 60 отраслевых соглашений. Например, на федеральном уровне подписано Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2014—2016 гг.

  На уровне субъекта Российской Федерации заключаются:

  • Региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Участниками соглашения могут быть профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На уровне Московской области подписано Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Московским областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей Московской области и Правительством на 2015—2017 гг.
  • Отраслевые соглашения, участниками которых могут выступать профсоюзы, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, органы по труду субъекта Российской Федерации. Например, на уровне Московской области подписано Московское областное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2015—2018 гг. между Профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Московской области, Некоммерческим партнерством Московский областной транспортный союз «АСМОР» и Министерством транспорта Московской области.

  На уровне административно-территориальных образований в составе субъекта Российской Федерации заключаются:

  • Территориальные соглашения, устанавливающие общие условия труда, а также трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Участниками могут быть профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления. На уровне г. Москвы подписано Московское трехстороннее соглашение на 2013—2015 гг. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
  • Отраслевые соглашения, участниками которых могут выступать профсоюзы, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, органы по труду территории соответствующего муниципального образования. Например, на уровне города Москвы подписано Отраслевое соглашение между Департаментом образования г. Москвы и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2014—2016 гг.

  На уровне предприятий заключаются:

  • Коллективные договоры, участниками которых являются профсоюзы и работодатели. На конец 2014 г. в Российской Федерации количество заключенных коллективных договоров составляет более 250 тыс., в том числе, в субъектах малого предпринимательства — 48 тыс. Коллективными договорами охвачено 29,9 млн человек, что составляет более 60% от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики [2].
  • Индивидуальный трудовой договор (контракт) — юридически обязательный договор, заключаемый между наемным работником и работодателем и предусматривающий права и обязанности сторон процесса труда.

  Подобная многоступенчатая система подразумевает важный принцип системы социального партнерства: каждый последующий уровень коллективного соглашения не может ухудшить условий более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для работников.

  Территориальные соглашения ориентированы на решение конкретных социально-экономических проблем территории. Стороны соглашений в процессе переговоров об условиях труда и других аспектах социальной политики исходят из экономических условий производства на данной территории и адекватных им социально-трудовых отношений. По существу, данные переговоры являются первой ступенью децентрализованного регулирования социально-трудовых отношений. Значительное место в большинстве территориальных соглашений отводится проведению конкретной социальной политики; выделяются вопросы социально-экономического развития регионов и территорий, улучшения материального положения и условий жизни населения.

  Новым направлением, выводящим соглашения на более действенный уровень, являются территориальные соглашения на уровне города. Вся циркулирующая в городе информация и теснота социальных контактов позволяют городским властям вместе с профсоюзами вести активную работу по заключению соглашения, которым вводится более строгий и, вместе с тем, реалистичный уровень минимальной оплаты труда.

  Рассмотрим территориальное соглашение на уровне города на примере городского округа Фрязино.

  Территориальное трехстороннее (городское) соглашение между администрацией, работодателями и профсоюзными организациями городского округа Фрязино было заключено на 2013—2015 гг. [3].

  Территориальное трехстороннее (городское) соглашение между администрацией, работодателями и профсоюзными организациями является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в городском округе Фрязино и устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

  Соглашение состоит из семи разделов. В каждом разделе представлены совместные обязательства и гарантии сторон, обязательства и гарантии администрации, профсоюзов, работодателей.

  В области социально-экономического развития совместными действиями сторон являются такие, как проведение активной политики по созданию благоприятных условий хозяйственной, предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения. Администрация вырабатывает и осуществляет меры по укреплению экономического потенциала, совершенствованию системы местного налогообложения; принимает необходимые меры по улучшению работы транспорта общего пользования, бытового обслуживания населения, организации системы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Профсоюзы выступают инициаторами и участвуют в подготовке коллективных договоров на предприятиях различных форм собственности; участвуют в разработке и содействуют реализации программы социально-экономического развития городского округа Фрязино. Работодатели принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, внедрению новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест; обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов, платежей и др.

  В области, касающейся заработной платы, доходов, социальной защищенности совместными действиями сторон являются недопущение снижения уровня жизни населения городского округа Фрязино и принятие мер по росту доходов населения и повышению заработной платы; предупреждение появления задолженности по заработной плате. Администрация при формировании проекта бюджета предусматривает средства на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных выплат и компенсаций; обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы; осуществляет контроль и принимает меры по своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий по безработице, на ребенка, по опеке и других государственных пособий и выплат; оказывает адресную помощь малообеспеченным слоям населения; сохраняет гарантированные виды бесплатного получения образования для жителей городского округа Фрязино и т.д. Профсоюзы обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов — всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению; осуществляют контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде. Работодатели обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда) в размере не ниже минимальной заработной платы; предусматривают в коллективных договорах условия, улучшающие положение работников; оформляют трудовые отношения в соответствии с трудовым

законодательством и др.

  В области содействия занятости и кадровому обеспечению организаций совместными действиями сторон являются участие в разработке и реализации мероприятий по оказанию содействия занятости населения и развитию трудовых ресурсов; совершенствование и развитие системы профессиональной ориентации; организация временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время; привлечение и закрепление в экономике городского округа Фрязино высококвалифицированных специалистов, сокращение объемов трудовой миграции за пределы города; в случае предстоящих массовых увольнений в организациях — проведение взаимных консультаций и разработка мер по снижению социальной напряженности. Администрация содействует созданию новых рабочих мест с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития, расширению возможностей трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающей трудности в поисках работы. Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде. Работодатели проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению; взаимодействуют с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, формируют заявки на подготовку кадров на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики; осуществляют привлечение и использование иностранных работников с учетом соблюдения приоритетного права жителей городского округа Фрязино на трудоустройство и мнения профсоюзов.

  В области охраны труда и экологической безопасности стороны совместно обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в данной области, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников. Администрация организовывает работу Координационного совета по охране труда; содействует проведению контроля за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных требований охраны труда; проводит своевременное обследование и подготовку к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха детей и безопасности экологической среды. Профсоюзы обеспечивают по инициативе профсоюзных организаций создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях; защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание. Работодатели обеспечивают здоровые и безопасные условия труда на производстве в соответствии с действующим законодательством.

    В области социальной и правовой защиты молодежи, укрепления семьи, заботы о материнстве и детстве стороны совместно разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей; участвуют в реализации целевых программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства; содействуют улучшению положения женщин на рынке труда; проводят согласованную политику по вопросу социально-трудовой адаптации молодежи. Администрация создает условия для занятости молодежи; реализует меры по социальной поддержке студенческой молодежи. Профсоюзы принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин. Работодатели разрабатывают в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их реализацию.

  В области развития социального партнерства совместными действиями сторон являются: обеспечение работы Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений городского округа Фрязино; постоянное обучение, подготовка и переподготовка представителей профсоюзов и работодателей, работников органов местного самоуправления по социально-трудовым вопросам. Администрация учитывает мнение профсоюзов и работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы; учитывает выполнение условий Соглашения при привлечении организаций к участию в долгосрочных целевых программах. Профсоюзы инициируют заключение коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений. Работодатели принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей.

  Таким образом, в Соглашение включены все важные вопросы, касающиеся создания необходимых условий для социального партнерства. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Соглашения или решения Комиссии, виновная Сторона несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

  В условиях рыночной экономики все отношения между субъектами рынка строятся по принципу ответственности за результаты добровольной договоренности. Повышение значимости коллективно-договорного регулирования трудовых отношений неизбежно, так как реальное действие условий Соглашения способствует развитию производства, трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений.

Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
2. URL: //http://www.rosminzdrav.ru/
3. URL: //http://www.fryazino.org/
4. Садовская Т.Д. Социальное партнерство в России: проблемы правового обеспечения // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002. № 1—2.
Просмотров: 653 Комментариев: 0
Комментарии
Комментариев пока нет.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Поиск по авторам
Поиск по статьям
ISSN 2079-4401
Учредители: Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Если не указано иное, материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Журнал «Современная наука», © 2015 г.