Иностранный инвестор закономерно использует правовые формы иностранных инвестиций в зависимости от целей и направления его экономической интеграции. В условиях современного этапа в экономической системе России сложилась определенная особенность.
Наибольшая концентрация национального капитала наблюдалась в банковском секторе (уступает он только энергетическому и сырьевому секторам). В ряде случаев такая концентрация была обусловлена наличием у коммерческих банков большого объема денежных средств, привлеченных из-за рубежа. Последующее развитие банковского сектора, в частности наращивание капиталов последнего, до начала мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. превратило коммерческие (и государственные) банки в основной субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой как на рынках капиталов, так и посредством реализации инвестиционных проектов.
Широко обсуждаемый вопрос об обоснованности широкого допуска иностранных инвестиций в банковский сектор транзитных и развивающихся стран с точки зрения перспектив развития национальной экономики приобретает особую актуальность в рамках вступления России в ВТО.
Статистика Банка России свидетельствует, что в 2008 г. рост доли иностранного капитала составил с 25,1 до 25,7% за первый квартал. Сейчас в нашем банковском секторе из 30 крупнейших международных банков 14 иностранных. Центральный банк Российской Федерации прогнозирует, что порог 30% участия иностранного капитала в банковской системе вполне достижим к концу этого года или в начале следующего и количество банков, которые контролируются иностранным капиталом, будет порядка 100, в то время как сейчас 89.
Российская Федерация не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских банков. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ).
Необходимо отметить, что, в соответствии с ФЗ РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», коммерческие банки могут создаваться как в форме акционерного общества, так и в форме общества с ограниченной ответственностью.
Статья 1 ФЗ РФ от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами (ФЗ РФ от 10 июля 2002 г. № 86 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации.
Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории Российской Федерации только в пределах квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется соответствующим Положением Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (Приказ Центрального банка Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 02-195). В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются:
- уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
- финансовое положение учредителей-нерезидентов;
- деловая репутация учредителей-нерезидентов;
- очередность подачи заявления.
Размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации на сегодняшний день не установлен, так как нет соответствующего федерального закона. 29 марта 1993 г. решением Совета директоров Банка России был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%, который не пересматривался вплоть до отмены с 1 декабря 2002 г. (Указание Центрального банка Российской Федерации от 4 ноября 2002 г. № 1204-У). Стоит отметить, что в период его действия, доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%.
Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся юридическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением Банка России «О порядке и критериях финансового положения юридических лиц-учредителей (участников) кредитных организаций». (Приказ Центрального банка Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 02-195).
Приобретатель-нерезидент должен предоставить бухгалтерский баланс и расчет стоимости скорректированных чистых активов.
Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся физическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением Банка России «О порядке и критериях финансового положения физических лиц-учредителей (участников) кредитных организаций» (Положение Банка России «О порядке и критериях финансового положения физических лиц-учредителей (участников) кредитных организаций» от 19 апреля 2005 г. № 268-П).
Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей.
В отношении организаций с иностранным участием дополнительным требованием до недавнего времени являлся повышенный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн евро. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. — из ст. 18 Закона «О банках и банковской деятельности» исключили право Банка России устанавливать обязательные нормативы и минимальный размер капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков.
Таким образом, на сегодня минимальный размер уставного капитала для банков с иностранным участием такой же, как и для банков без иностранного участия — 5 млн евро. Для получения разрешения учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации-резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица-нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности.
К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах: учредительные документы; решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории РФ; балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением и т.п. Для принятия окончательного решения Банк России может запросить дополнительную информацию.
Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России, которое действительно в течение одного года со дня его получения.
Дальнейшие действия регулируются Инструкцией Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, содержится в гл. 3 данной Инструкции.
Привлечение иностранных инвесторов путем продажи доли в уставном капитале банка имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс Банка.
Однако, несмотря на все преимущества, следует учитывать, что в действительности к размещению акций путем открытой публичной подписки могут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Более доступным способом привлечения иностранных инвестиций в капитал банка является размещение акций путем закрытой подписки.
Однако в случае проведения размещения долей уставного капитала банка среди заранее определенного круга инвесторов, как показывает практика Инвестиционного торгового банка, много времени уходит на прохождение due diligence и подготовку письма о раскрытии информации, в котором необходимо предоставить подробную информацию о банке, его дочерних обществах, существенных контрактах, сомнительной задолженности, всех корреспондентских счетах банка с указанием реквизитов и остатков денежных средств, имуществе на праве собственности и аренды и др.
Другим важным фактором является размер банка, поскольку участие в акционерном капитале в объеме менее 100 млн долл. США практически не предоставляет интереса для зарубежных инвесторов.
До 1 января 2007 г., в соответствии со ст. 18 Закона «О банках и банковской деятельности», кредитная организация обязана была получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации-резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являлись недействительными. Сегодня такого требования нет.
С 31 января 2007 г. признана утратившей силу гл. 3 Положения № 437 «Порядок получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов». Приобретение более 20% (долей) кредитной организации требует предварительного согласия Банка России.
Порядок приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, устанавливается Положением Банка России от 21 февраля 2007 г. № 130-И.
Юридическое лицо-нерезидент (включая кредитную организацию), в дополнение к документам, указанным в п. 2.2 настоящей Инструкции, представляет решение уполномоченного органа об участии данного юридического лица в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации, а также письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения данного юридического лица на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия.
Физическое лицо-нерезидент дополнительно представляет «подтверждение первоклассного, согласно международной банковской практике, иностранного банка (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime — 1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале)».
Аккумулирование средств в процессе эмиссии (на этапе размещения) акций кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается Банком России. Инструкция Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» конкретизирует данную норму.
Накопительными счетами признаются:
- корреспондентский счет кредитной организации-эмитента, открытый в Банке России в валюте РФ;
- корреспондентский счет кредитной организации-эмитента, открытый в уполномоченном банке или банке за пределами территории РФ в соответствующей иностранной валюте;
- накопительный счет со специальным режимом, который не является банковским счетом.
Последний открывается в подразделении расчетной сети Банка России, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации-эмитента. На накопительный счет со специальным режимом могут зачисляться только денежные средства, поступающие в оплату акций кредитной организации-эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций кредитной организации-эмитента должно содержать указание на то, какие накопительные счета будут использоваться при оплате акций, при этом для одного выпуска не могут использоваться счета с различными режимами.
Кредитная организация-эмитент до регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не вправе использовать в своем обороте денежные средства, находящиеся на накопительном счете специальным режимом.
Данные денежные средства могут возвращаться лицам, ранее перечислившим денежные средства в оплату акций:
- если итоги выпуска не зарегистрированы;
- при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них.
После регистрации отчета об итогах выпуска средства в валюте РФ с накопительного счета со специальным режимом перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России, а накопительный счет закрывается.
Нерезиденты (юридические и физические лица) вправе оплачивать акции кредитной организации-эмитента при их размещении в иностранной валюте, если это предусмотрено в зарегистрированных эмиссионных документах кредитной организации. Нерезиденты оплачивают акции иностранной валютой со своих банковских счетов (банковских вкладов), открытых в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ.
Для поступления средств в иностранной валюте может быть использован корреспондентский счет кредитной организации-эмитента или накопительный счет со специальным режимом. Инструкция ЦБ РФ № 128-И устанавливает требования к таким счетам. Иностранная валюта должна поступать на корреспондентский счет кредитной организации-эмитента, открываемый в соответствующей иностранной валюте в Сберегательном банке РФ, в Банке внешней торговли или в первоклассном банке «группы развитых стран» (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime — 1), а также в иностранном банке, оплачивающем не менее 50% размещаемых акций своей дочерней кредитной организации-эмитента.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав и связанных с увеличением уставного капитала, кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью:
- платежные поручения с отметкой об исполнении, свидетельствующие об оплате долей в уставном капитале кредитной организации;
- заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях). Законом «О защите конкуренции» предусмотрено, что для приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества требуется получить предварительное согласие со стороны Федеральной антимонопольной службы России.
С момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг снимаются все ограничения и запреты на использование денежных средств и иного имущества, внесенного в оплату размещенных акций, и эти средства подлежат включению в расчет величины собственных средств (капитала) и обязательных нормативов деятельности кредитной организации.
Таким образом, как показывает позитивный опыт Инвестиционного торгового банка, привлечение иностранных инвесторов в капитал банка является вполне доступным для любого российского банка с прозрачной структурой и понятным бизнесом. Процедура вхождения иностранцев в капитал стала проще и понятнее для банков и инвесторов. Некоторые сложности, встречающиеся при подготовке иностранными инвесторами документов для Банка России, носят технический характер и вполне преодолимы [1].
|