499 148-10-40
sovnauka@mail.ru
Опубликовать статью
Контакты
ISSN 2079-4401
Учредители:
Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Главная
О журнале
О нас
Учредители
Редакционная коллегия
Политика журнала
Этика научных публикаций
Порядок рецензирования статей
Авторам
Направить статью для публикации
Правила оформления статей
Правила и порядок публикации
Правила оформления аннотаций и ключевых слов
Правила оформления библиографического списка
Права на произведениеЗадать вопрос авторуКонтакты
Опубликовать статью
ЖУРНАЛ
Октябрь, 2015
2016. Том 7. № 1
2015. Том 6. № 1, 2, 3, 4-5
2014. Том 5. № 1, 2, 3, 4
2013. Том 4. № 1
2012. Том 3. № 1
2011. Том 2. № 1, 2, 3, 4
2010. Том 1. № 1, 2, 3
ИНДЕКСИРУЕТСЯ
Российский индекс научного цитирования
Google scholar
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
№ 3, 2015
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор/авторы:
ЛУЩИКОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,
соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета, заведующий лабораторией «Педагогика А.С. Макаренко»
Челябинский институт развития профессионального образования
Контакты: ул. Воровского, д. 36, Челябинск, Россия, 454092
E-mail: luschikovvv@yandex.ru
УДК: 37.012.1
Аннотация: Анализируются философские основы проектировочной готовности. Проектирование рассматривается как индивидуальная методика построения деятельности. Раскрывается смысл проектирования, взгляд на проектирование исследователей
Ключевые слова: готовность, проект, проектирование, проектировочная компетенция, проектировочная культура, философия проектирования
Дата публикации: 30.10.2015
Дата публикации на сайте: 30.01.2016
PDF версия статьи: Скачать PDF
РИНЦ: Перейти на страницу статьи в РИНЦ
Библиографическая ссылка на статью: Лущиков В.В. Философские основы проектировочной готовности специалистов профессионального образования // Современная наука. 2015. № 3. С. 74-77.
Права на произведение:

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Проектировочная культура специалистов различного профиля в последнее время привлекает пристальное внимание специалистов. Проектирование позволяет создавать проекты деятельности и осуществлять ее наиболее рационально с наименьшими затратами и высокой эффективностью. Проектирование уже давно стало самостоятельным видом деятельности, наряду с преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельностью и как особым видом деятельности художественной, которую в свое время выделял Каган.

В материалистическом понимании Маркса, деятельность человека была привязана к производству материальных благ изначально. Человек, задействованный в производстве, занимал определенную нишу в обществе и общественных отношениях. Постепенно возникла прослойка людей, не занимающихся трудом физическим, они были писарями, музыкантами, юристами, купцами, чиновниками и в их среде образные мыслительные операции использовались чаще и постепенно занимали главенствующее положение. Соответственно продуктом их деятельности становились мыслительные, творческие и иные интеллектуальные проекты. В данный момент доля осмысления предстоящей деятельности несоизмеримо выше, чем 100—200 лет назад; это связано с уровнем развития общества, появлением ЭВМ и общим усложнением человеческой деятельности. Важно рассматривать проектирование как мыслительную деятельность человека, ведь конечный результат деятельности представляется как нечто идеальное, удовлетворяющее поставленным требованиям.

Изначально проектирование в образовании было использовано Джоном Дьюи в лоне философии прагматизма. В воспитанниках развивали действенное мышление, проект рассматривался как кратчайший путь к цели. На западе исследовалась теория деятельности «Action theory», яркими представителями которой являются Макс Вебер, Дэвид Юм, Юрген Хабермас и др. Макс Вебер изучал социальное действие и считал, что любое действие, которое совершает человек, рассчитывает на реакцию общества, поэтому действия субъектов мотивированные, имеют смысл и ориентируются на других людей. И действительно проектирование в образовании, в частности, не может быть заизолировано, оно ориентируется на взаимодействие, а это применение проекта на практике, т.е. другими людьми. Деятельность бывает двух видов «субъект — объектная», а также «субъект — субъектная», что равносильно взаимодействию двух людей, так как субъект — это активная преобразовательная сила. Проектирование — это мыслительная деятельность субъекта, направленная на объект или даже систему, к примеру, образовательную. Субъект не может взять знания из пустого пространства так же, как и ребенок не может стать полноценным человеком без общения с людьми, с матерью. Следовательно, большинство информации поступает из внешней среды, которая переходит в психику, — на этом строится теория интериоризации. Жан Пиаже [1] в своих работах установил единство внешней и внутренней деятельности; также исследовали интериоризацию отечественные исследователи Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин.

Л.С. Выготский считал, что функция человеческой психики изначально складывается как внешняя, как трудовая, и лишь потом посредством интериоризации становится компонентом психики человека. Взаимодействие субъекта с действительностью предполагает осознание той информации, которая поступает из внешней среды. Осознанная информация становится опытом, и чем он больше, тем большему анализу, критике подвергается поступающая извне информация. Этот опыт можно назвать определенной культурой субъекта, так как опыт и знания имеют свойства накапливаться в сознании человека.

И.А. Ильин писал: «культура есть явление внутреннее и органическое: оно захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия» [2, с. 56]. У каждого отдельного человека различный уровень интеллекта, социального опыта и других умственных способностей. Исходя из этого, можно констатировать, что деятельность также индивидуальна, как и сам человек. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн утверждают, что как себя ведет человек, определяется тем социально-культурным опытом и мышлением, которое развилось в соответствии с ним. Социально-культурный опыт человека включает в себя также и способы деятельности. Если проектирование — это мыслительная деятельность, то умение проектировать системы и объекты, зависит как от общего культурного уровня, так и от специальной подготовки. Объектом проектирования может являться как отдельный предмет, так и различные явления действительности. Но чаще всего проектируют те явления и предметы, которые сложно воспроизвести. Это, в нашем случае, педагогические системы, условия, педагогическая реальность.

Проект можно описать как образ потребного будущего в сознании человека. Стимулом к созданию проекта выступает необходимость или нерешенная проблема, противоречие. В начале XX в., Н.А. Бернштейн выдвинул тезис, что в поведение людей это не реакция на внешние условия, а преодоление внешних и внутренних противоречий при решении насущных задач. В.В. Давыдов писал об этом: «Бернштейн экспериментально показал, что поведение человека направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели» [3, с. 82, 83]. Именно оптимизация будущей деятельности под нужды человека является одной из важнейших функций проектирования. Модель потребного будущего содержится в сознании человека в виде образов. Эти образы деятельности по своим качествам идеальны, т.е. максимально соответствуют желаемому, они еще на практике не реализованы и поэтому пока находятся в состоянии задумки, желания. Чтобы реализовать задумку необходимо ее адаптировать к тем условиям, в которых она будет реализована на практике. Проектирование и должно адаптировать задумку, допустим «формирование патриотизма у школьников», к реальным условиям, и на завершающей стадии задумка должна превратиться в проект деятельности, максимально исполняющую данную задачу.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является возможность сформировывать не только гражданина государства, но в большей степени гражданина-патриота своего отечества, который будет предан своей родине, готов служить ей верой и правдой. Решению таких непростых задач и служит проектировочная деятельность.

Таким образом, проект представляется как комплекс моделей, позволяющий создать образ проекта, в котором согласованно отражены его характеристики разного уровня общности. В.А. Штофф писал: «Модель как образ или прообраз какого-то объекта или системы объектов, существующий в виде изображения, описания, схемы, чертежа, графика, плана, карты и т.п., может быть представлена в вещественной или мыслительной форме». В случае проектирования модель может быть как мысленной, словесной, графической, а также может в себе совмещать многие виды моделей. Модели должны максимально информативно отражать структуру изучаемой системы. А так как моделей в проекте может быть несколько, то проект с их помощью становится более информативным.

Для того чтобы построить модель, специалисту необходимо познать объект проектирования, знать азы моделирования различных систем и объектов и при моделировании стараться указывать только существенные стороны объекта. Необходимо, чтобы модель обладала следующими свойствами: конечность, упрощенность, приблизительность, адекватность, наглядность, доступность, информативность, полнота, устойчивость, замкнутость. Человек, занимающийся моделированием, погружается в сложный творческий процесс с правилами, которые не стоит нарушать, иначе модель не будет соответствовать объекту. В любой деятельности есть объект, средство и результат. Средствами моделирования могут быть знания, навыки по моделированию и конструированию; также основным средством является сознание человека, умение производить анализ и синтез, а также выделять главное, отбрасывать незначительные элементы.

Проектировщик стремится к созданию нового, но он не знает заранее, каким целям сможет послужить произведенный им продукт, так часто случается в инженерии, химии, когда спроектированный и изготовленный продукт, начинает активно использоваться не по назначению. Новый образ (новый проект), не имевший до начала проектирования предзаданного образца, сам становится новым образцом. Проектируемый объект или система могут в течение времени претерпевать изменения, так и субъект деятельности, узнавая новые условия существования объекта, может менять методы и приемы проектирования. Общая категориальная структура проектирования выражается в системном подходе.

Системный подход в проектировании начинается с осмысления проблемной ситуации, определяется то, чего нет, отсутствие или наличие средств по устранению проблемы. Далее производится учет условий, в которых проектируемая система будет наиболее жизнеспособна. Следовательно, необходимо создать систему, которая будет выполнять функции, необходимые и достаточные для разрешения данной проблемной ситуации при определенных внешних и внутренних условиях. В.Д. Семенов писал: «система» — это теоретическое осмысление «целого», а стало быть, абстрагированное» [4, с. 54]. В «целом» при системном подходе выделяются составные взаимосвязанные элементы, т.е. определяется структура объекта или системы. Структурированную и взаимосвязанную систему гораздо проще объяснить и показать данные связи в модели, в проекте.

Как и в любой деятельности в проектировании существует определенная структура, состав и последовательность действий. Структуру проектировочной деятельности можно выделить, опираясь на идею основных видов деятельности М.С. Кагана. Он выделяет преобразовательную, коммуникативную, ценностно-ориентировочную, художественно-эстетическую и спортивную деятельности [5, с. 109]. Проектирование предполагает создание до сих пор неизвестного продукта — проекта. Следовательно, субъект преобразует некоторую действительность с целью создания этого проекта. Как указывалось выше, проектирование — это творческая деятельность человека, в творчестве человек самореализуется, актуализируя свои потребности. Коммуникативная составляющая проектирования реализуется в подборе информации по проектируемой системе. Ценностно-ориентационная часть проектирования необходима при работе над проектом, отбрасывается все ненужное, и акцент ставится на наиболее важных для проекта структурах. Психологи давно уже заметили, что в продуктах творчества — сочинениях, картинах, музыке — субъект запечатлевает и свою личность, через симпатии, пристрастия. Получается, что проект несет в себе отпечаток личности автора. Человек обычно акцентирует внимание на том, что ему ценно, значимо и какое свойство, качество объекта наиболее близко. Но не стоит абсолютизировать тезис о продукте деятельности, как об образе автора.

А.Н. Леонтьев писал так: «Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком психического образа, который объективируется в ее продукте. В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержание, которое она объективно несет в себе» [6, с. 109]. Проект, таким образом, есть отображение процесса по его построению, если проект на практике мало реализуем, то видимо в процессе подбора информации и ее адаптации к условиям проекта произошла ошибка.

Чтобы на этапе проектирования не допустить ошибок существует ряд методик по созданию проектов. Исследованием проектировочной деятельности занимались Н.О. Яковлева, И.В. Фадеева, Е.С. Заир-Бек, Н.Л. Худякова, И.А. Колесникова, А.М. Новиков. Так, Н.Л. Худякова предлагает уровневую методику проектирования как педагогической, так и любой другой деятельности на основе структуры деятельности А.Н. Леонтьева. Следовательно, на каждом из уровней, выделенных Леонтьевым, а это уровни: мотива, цели, действий, операций и практической деятельности, должна проходить часть проектирования. К примеру, «на первом цикле проектирования, соответствующего проектированию на уровне мотива, выделяются всеобщие характеристики основных элементов педагогической деятельности, которые играют роль ценностных оснований всей педагогической системы» [7, с. 174—188]. Проектирование позволяет наиболее рационально распределять усилия по созданию моделей деятельности. В соответствии со структурой деятельности, предложенной Леонтьевым, выстраивается и проект, так как он направлен на практику.

В свое время А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн пришли к выводу, что сознание формируется через деятельность, а также оба эти явления не противостоят, а взаимодополняют друг друга. Таким образом, если осуществлять проектирование различных систем, в том числе и педагогических, целесообразно строить эти проекты в соответствии со спецификой и законами той сферы деятельности, в которую данный проект будет введен.

Система современного образования в основных своих чертах сложилась именно под влиянием определенных философских и педагогических идей. Философы в своих эмпирических изысканиях решали многие проблемы практики, создавая различные методы познания окружающего мира, которые с успехом переходили в другие области знания. Философская наука по отношению к совокупности педагогических дисциплин является обосновывающей. Проектировочная культура студентов формируется не одномоментно, необходимо формировать данный навык как основу для построения всей деятельности будущих специалистов. Эпизодическое проектирование и моделирование не сформирует проектировочной компетенции. Следует систематически «освежать» навыки проектирования путем привлечения студентов к созданию ими педагогических проектов. Но, тем не менее, наиболее важными для проектировщика являются знания и умения. Знания нужны о методах, способах моделирования, о проектируемых системах, объектах, об условиях в которых будет реализован проект. Потребность в знаниях, которыми должен обладать студент в данном случае имеет свойство увеличиваться, так как проектируемые системы динамичны и изменяемы в пространстве и времени. К умениям можно отнести навыки в моделировании и проектировании различных систем, а также умение владеть и добывать информацию об интересующих проектируемых системах. Умение можно определить совокупностью приобретенных знаний и навыков. В конкретной ситуации могут понадобиться знания и умения, соответствующие предмету проектирования. Поэтому студентам будет полезно ознакомиться с основными достижениями в теории деятельности и в построении проектов и моделей деятельности, не только в педагогической, но и в других областях знаний.

Литература
1. Пиаже Ж.И. Психология интеллекта. М., 2008.
2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2002.
3. Давыдов В.В. Л.С. Выготский и проблемы педагогической психологии. М., 1991.
4. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург, 1993.
5. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
7. Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Челябинск, 2009.
Просмотров: 382 Комментариев: 0
Похожие статьи
  1. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Комментарии
Комментариев пока нет.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Поиск по авторам
Поиск по статьям
ISSN 2079-4401
Учредители: Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Если не указано иное, материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Журнал «Современная наука», © 2015 г.