499 148-10-40
sovnauka@mail.ru
Опубликовать статью
Контакты
ISSN 2079-4401
Учредители:
Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Главная
О журнале
О нас
Учредители
Редакционная коллегия
Политика журнала
Этика научных публикаций
Порядок рецензирования статей
Авторам
Направить статью для публикации
Правила оформления статей
Правила и порядок публикации
Правила оформления аннотаций и ключевых слов
Правила оформления библиографического списка
Права на произведениеЗадать вопрос авторуКонтакты
Опубликовать статью
ЖУРНАЛ
Октябрь, 2015
2016. Том 7. № 1
2015. Том 6. № 1, 2, 3, 4-5
2014. Том 5. № 1, 2, 3, 4
2013. Том 4. № 1
2012. Том 3. № 1
2011. Том 2. № 1, 2, 3, 4
2010. Том 1. № 1, 2, 3
ИНДЕКСИРУЕТСЯ
Российский индекс научного цитирования
Google scholar
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
№ 3, 2015
ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТЕСТОВ В XXI В. (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Автор/авторы:
МАШАРСКИЙ ЗАХАР ВЛАДИМИРОВИЧ,
проректор по научной работе, кандидат психологических наук
Белорусская государственная академия авиации
Контакты: ул. Кабушкина, д. 86-49, Минск, Республика Беларусь, 220118
E-mail: distm@mail.ru
УДК: 316.6
Аннотация: Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема использования интернет-пространства для формирования протестных настроений в молодежной среде
Ключевые слова: Интернет, протест, революция 2.0, социальные сети
Дата публикации: 30.10.2015
Дата публикации на сайте: 30.01.2016
PDF версия статьи: Скачать PDF
РИНЦ: Перейти на страницу статьи в РИНЦ
Библиографическая ссылка на статью: Машарский З.В. Интернет как фактор социальных протестов в XXI в. (психологический аспект) // Современная наука. 2015. № 3. С. 86-87.
Права на произведение:

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Феноменом последних лет стал резкий рост массовых протестных выступлений в разных странах мира. На смену череде «оранжевых революций» пришли «революции 2.0», отличительная черта которых — Интернет и социальные сети. Согласно транслируемой и навязываемой «демократическими» СМИ точке зрения, это является отражением роста самосознания молодых и активных. Напротив, ряд исследователей протестных движений современного времени считают, что столь активное участие в уличных событиях молодежи является хорошо спланированной деятельностью неких «третьих сил», преследующих свои, скрытые даже от непосредственных участников протеста, цели.

Однако анализ причин и динамики «революций 2.0» не дает ответа на другой, как представляется, не менее важный вопрос — что позволяет в кратчайшие сроки объединить и мобилизовать для участия в активных протестных акциях большое количество молодых людей, ранее никак не связанных между собой в обыденной жизни.

Эксперты «Изборского клуба» в своем докладе выдвигают гипотезу, что «ключевой механизм реализуемой мировой трансформации — Интернет и сетевые технологии. Интернет — и как инструмент, и как среда — формирует особый тип современного человека и влияет на его мировосприятие. Инфантильная идея переноса «сетевых правил игры» в реальную жизнь и политику — важнейшая часть новой протестной культуры» [1].

Но почему Интернет имеет такое сильное влияние на людей и в чем привлекательность тезисов, увиденных в сети? Как представляется, понимание психологической сущности данных процессов должно базироваться на такой психологической категории как «самооценка».

В настоящее время, Интернет в целом, и различные социальные сети в частности, переполнены примерами стремительного обогащения, быстротечного взросления человека, ведением независимого образа жизни и т.д. Социальные сети переполнены фотографиями, видео и историями «внешней, красивой жизни» состоятельных людей, выдающихся спортсменов, известных артистов, оставляя «за кадром» многодневные тренировки и репетиции, круглосуточную работу над собой в интересах дела. Все это формирует у современных молодых людей потребность соответствовать навязанному образу «сильного, успешного, красивого человека».

Однако реализация этой потребности требует большого количества действий, растянутых во времени, иногда без гарантии повторения желаемого результата. В итоге реализация этой потребности начинает выражаться в приобретении «образных» вещей, максимально соответствующих представляемой картинке, «копировании» поведения человека, взятого за образец и т.д.

Гюстав Лебон отмечал в своей работе, что входящие в толпу индивиды могут отличаться друг от друга различным социальным положением и статусом, иметь разные профессии, вести непохожий образ жизни, однако, как только эти люди собираются в толпу, то начинают вести себя одинаково и совершенно не так, как они вели себя по отдельности. В массе стираются индивидуальные различия, и человек в итоге растворяется в порывах и желаниях этой толпы и ведет себя так, как и ведут себя другие люди в этой толпе [2].

В этом случае особую роль играет лидер, вожак толпы. Конечно, он может быть не один, но именно он задает тон любому действию. Люди, находящиеся в толпе, быстро и легко следуют его примеру.

Это связано с эффектом «заражения», благодаря которому импульс, исходящий от одних людей, быстро передается к другим. Кроме того, надо добавить, что, по мнению британского ученого, писательницы и профессора Сьюзан Гринфилд, поведение постоянных посетителей социальных сетей напоминает поведение маленького ребенка, постоянно требующего внимания. Протестные выступления дают возможность получить каждому свою порцию внимания окружающих, как со стороны сторонников, так и внимание противников, в том числе и правоохранительных органов. Вместе с этим, обратимость, возможность возврата виртуальных действий порождают у людей подобные желания и относительно реальной жизни.

Еще одним значимым аспектом необходимо признать специфичность подачи материала в социальных сетях, форумах и блогах. Как правило, это образный способ, предполагающий либо короткое сообщение, либо картинку (фотографию) с комментарием. Такая информационная структура формирует у индивида упрощенное образное восприятие окружающего мира. Это дает благодатную почву для навязывания обывателю той точки зрения на происходящие события, которая выгодна силам, контролирующим информационное пространство.

Представление происходящих событий под определенным (нужным) углом зрения позволяет формировать в социуме готовность к реагированию на заранее определенные стимулы в том ключе, который необходим авторам информационного потока. Именно таким образом была подготовлена почва событий, произошедших в г. Москве на Манежной площади, когда форумы болельщиков в течение нескольких дней муссировали тему «никто не вступится за рядового болельщика кроме такого же болельщика» и именно такими способами управлялись и контролировались события, произошедшие в 2014 г. на Майдане в Киеве и затем по всей Украине.

Таким образом, можно констатировать, что в современных условиях Интернет является значимым информационным ресурсом, используя который, можно в короткие сроки сформировать общественное мнение заданной направленности, и использовать его для мобилизации значительных людских ресурсов практически в любых целях. Сетевое сообщество нуждается в контроле со стороны государства, как и любое другое мощное средство, которое может быть использовано как оружие

Литература
1. Черемных К., Восканян М. «Анонимная война «Новый 1968 г.»: мировоззренческое содержание и механизмы революций 2.0 (доклад Изборскому клубу) / Под ред. А.Б. Кобякова. Url://http://www.dynacon.ru/content/articles/1468/#4
2. Гюстав Лебон. Психология народов и масс. М., 2011.
Просмотров: 339 Комментариев: 0
Комментарии
Комментариев пока нет.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Поиск по авторам
Поиск по статьям
ISSN 2079-4401
Учредители: Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Если не указано иное, материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Журнал «Современная наука», © 2015 г.