499 148-10-40
sovnauka@mail.ru
Опубликовать статью
Контакты
ISSN 2079-4401
Учредители:
Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Главная
О журнале
О нас
Учредители
Редакционная коллегия
Политика журнала
Этика научных публикаций
Порядок рецензирования статей
Авторам
Направить статью для публикации
Правила оформления статей
Правила и порядок публикации
Правила оформления аннотаций и ключевых слов
Правила оформления библиографического списка
Права на произведениеЗадать вопрос авторуКонтакты
Опубликовать статью
ЖУРНАЛ
Октябрь, 2015
2016. Том 7. № 1
2015. Том 6. № 1, 2, 3, 4-5
2014. Том 5. № 1, 2, 3, 4
2013. Том 4. № 1
2012. Том 3. № 1
2011. Том 2. № 1, 2, 3, 4
2010. Том 1. № 1, 2, 3
ИНДЕКСИРУЕТСЯ
Российский индекс научного цитирования
Google scholar
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
№ 3, 2015
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
Автор/авторы:
ДОЩИЦЫН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ,
старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Московский институт экономики, политики и права
Контакты: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184
УДК: 343.8
Аннотация: Рассмотрены вопросы обеспечения прокурором защиты конституционных прав лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания. Проведено исследование правовых норм Конституции РФ и Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Приведен ряд типичных нарушений, выявленных надзирающими прокурорами
Ключевые слова: изоляторы временного содержания, конституционные права, прокурор
Дата публикации: 30.10.2015
Дата публикации на сайте: 30.01.2016
PDF версия статьи: Скачать PDF
РИНЦ: Перейти на страницу статьи в РИНЦ
Библиографическая ссылка на статью: Дощицын А.Н. Обеспечение прокурором защиты конституционных прав лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания // Современная наука. 2015. № 3. С. 32-35.
Права на произведение:

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная

В ст. 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием [1].

Одной из основных функций прокуратуры является защита конституционных прав и законных интересов лиц, в том числе задержанных за совершение преступлений и водворенные в специализированные учреждения –– изоляторы временного содержания.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее –– ИВС) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В ИВС в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу [2].

На содержащихся в ИВС лиц распространяются конституционные права и свободы человека и гражданина, установленные гл. 2 Конституции РФ, но с определенными изъятиями, вытекающими из их правового статуса.

В ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (п. 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950) [3].

Законодательные и иные нормативные акты, регулирующие вопросы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений конкретизируют конституционные предписания, детализируя права подозреваемых и обвиняемых с учетом их статуса.

Результаты анализа гл. 2 Конституции РФ, регламентирующей права и законные интересы лиц, а также Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержащей права лиц, водворенных в ИВС, можно представить в виде сравнительной таблицы (табл. 1).

 

Таблица 1

Конституционные права (гл. 2 Конституции РФ) [1]

Нормы Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», конкретизирующие статьи Конституции РФ [2]

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. 3. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21).

Право на: личную безопасность в местах содержания под стражей; вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23).

Право на: свидание с родственниками и иными лицами (защитниками, членами общественной наблюдательной комиссии; хранение при себе документов и записей, относящихся к уголовному делу либо касающихся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; ведение переписки и пользования письменными принадлежностями; платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда; получение и отправление денежных переводов; получение посылок и передач.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24)

Право на хранение при себе документов и записей, относящихся к уголовному делу либо касающихся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28)

Право: на отправление религиозных обрядов; иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил и прав других подозреваемых и обвиняемых.

 

Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 1 и ч. 5 ст. 29).

 

Право на: пользование изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей в торговой сети; подписку на газеты и журналы и их получение.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Право на участие в гражданско-правовых сделках.

Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1 и ч. 2 ст. 35).

Право на получение посылок и передач.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37).

Право трудиться при наличии соответствующих условий.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами.

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 1 и 2 ст. 43).

Право на самообразование и пользование для этого специальной литературой. Право несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на самообразование, а также на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1 ст. 44).

Право пользования литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.

 

В ст. 32 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предметом прокурорского надзора является законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, а также соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, порядка и условий их содержания [4].

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2011 г. № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» прокурорам надлежит:

- обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке;

- обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность;

- практиковать проведение проверок мест содержания задержанных и заключенных под стражу в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни;

- в целях обеспечения общественного контроля за деятельностью мест принудительного содержания, не реже одного раза в год осуществлять проверки этих мест совместно с представителями общественных организаций (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации (их представителями);

- незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек;

- в ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу обращать внимание на оказание им медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соблюдение противопожарных норм и правил; в случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия, организовывать тщательную проверку; при возникновении в местах содержания задержанных и заключенных под стражу происшествий (побег, суицид, попытка суицидальной демонстрации) руководителям территориальных, специализированных и военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности. При этом материалы проверки при наличии оснований направлять в соответствующие следственные органы в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, для решения вопроса об уголовном преследовании;

- проверять на соответствие федеральному законодательству каждый случай водворения подозреваемых, обвиняемых в карцер ИВС органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России;

- при обнаружении нарушений закона тщательно выявлять причины и принимать меры к их устранению; при поступлении сведений о жалобах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека проводить тщательные проверки фактов несоблюдения их прав и принимать незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законов; в полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления прав граждан, наказания виновных должностных лиц; обращать особое внимание на организацию и осуществление ведомственного контроля в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей, а также использование предоставленных финансовых средств на функционирование и деятельность мест принудительного содержания задержанных и заключенных под стражу [5].

Самыми многочисленными продолжают оставаться нарушения санитарно-эпидемиологические норм содержания подозреваемых (обвиняемых) в ИВС, а также ненадлежащее материально-бытовое обеспечение ИВС.

Например, в 2012 г., Московский межрегиональный транспортный прокурор совместно с представителем Уполномоченного по правам человека по г. Москве проверил соблюдение законодательства об изоляторах временного ИВС органов внутренних дел на транспорте по Центральному федеральному округу. Проверка условий содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых свидетельствует о формальном подходе должностных лиц ИВС к исполнению своих обязанностей, что порождает нарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, в том числе охрану здоровья и медицинскую помощь, неприкосновенность частной жизни. Установлено, что техническое состояние, материально-бытовое и медицинское обеспечение, санитарно-гигиеническая и пожарная безопасность ИВС не соответствует требованиям закона. В частности, в ИВС Линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Мичуринск не все камеры оборудованы индивидуальными спальными местами (вместо кроватей имеются деревянные настилы), санитарные узлы не отвечают требованиям приватности. Нарушается законодательство о противопожарной безопасности: дымовые пожарные извещатели в помещениях указанного ИВС отсутствуют; на двух огнетушителях типа ОП-5 имеются повреждения; на углекислотных огнетушителях отсутствуют бирки технического обслуживания; не проводятся превентивные меры, направленные на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

Также камеры ИВС Линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Москва-Ярославская находятся в антисанитарном состоянии, вентиляционное оборудование функционирует ненадлежащим образом. Не оснащены шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Отсутствуют настольные игры, издания периодической печати. Внешний вид лиц, находящихся в ИВС, не соответствует требованиям санитарии и гигиены. Прогулочный двор ИВС не оборудован скамейками, а также не созданы условия для прогулки при неблагоприятной погоде.

Кроме того, не организовано медицинское обеспечение в ИВС при Юго-Восточном Линейном управлении внутренних дел на транспорте, а также в упомянутом ИВС Линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Москва-Ярославская. В названных местах принудительного содержания уже долгое время остается нерешенными вопросы по реконструкции и оборудованию медкабинета и выделению штатной единицы медицинского работника.

В связи с этим Московский межрегиональный транспортный прокурор внес представление в адрес руководителя Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

В результате вмешательства прокуратуры в настоящее время проводятся ремонтные работы помещений указанных ИВС. За допущенные нарушения виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности [6].

Таким образом, деятельность прокуроров является одной из важных гарантий защиты конституционных прав лиц, содержащихся в ИВС. 

Литература
Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант плюс».
2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «Консультант плюс».
3. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» // СПС «Консультант плюс».
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 8 августа 2011 г. № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» // СПС «Консультант плюс».
6. URL://http://www.mmtproc.ru/news/
Просмотров: 657818 Комментариев: 0
Похожие статьи
  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И СУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ
  2. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 г. — МОЩНЫЙ ИМПУЛЬС ГУМАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Комментарии
Комментариев пока нет.

Чтобы оставить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться или авторизоваться под своими логином и паролем (можно войти, используя Ваш аккаунт в социальной сети, если такая социальная сеть поддерживается нашим сайтом).

Поиск по авторам
Поиск по статьям
ISSN 2079-4401
Учредители: Федеральное казенное учреждение "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Общество с ограниченной ответственностью «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ ДАНА»
Адрес редакции: Москва, ул. Поклонная, д. 17
Если не указано иное, материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Журнал «Современная наука», © 2015 г.