Новым этапом модернизации исторического образования является разработка историко-культурного стандарта (2014 г.), призванного ввести единые подходы в преподавании отечественной истории в школе.
В обстановке обострения геополитической и финансово-экономической ситуации в мире, в России была принята концепция единого учебно-методического комплекса по истории, составной частью которой стал историко-культурный стандарт. Большинство учителей (по результатам анкетирования, проведенного лабораторией дидактики истории ИСМО РАО в 2014 г.) позитивно восприняли эту новость, что свидетельствует о необходимости решения накопившихся в историческом образовании проблем, основная из которых — различные подходы к сложным вопросам истории России (63%).
Место историко-культурного стандарта в системе базовых документов, действующих в сфере школьного исторического образования, определяется его теоретико-методологическим значением. Он призван обеспечить выполнение на новом качественном уровне нормативных документов, каковыми являются «Закон об образовании», «ФГОС основного общего образования», «ФГОС среднего (полного) общего образования».
Историко-культурный стандарт — это ответ вызовам, с которыми столкнулась Россия и российское образование. Школьный предмет «история» всегда имел особую мировоззренческую ценность, как проводник государственно-патриотической политики в области образования. Один из вызовов — переосмысление своей истории новыми суверенными государствами, возникшими на постсоветском пространстве. Образ России и российская история в учебниках этих стран искажены (страны Прибалтики, Украина). Подчеркнем, что создание и распространение исторической мифологии, как инструмента политической борьбы, издавна было принято в странах Западной Европы и США («Завещание Петра Великого» — фальшивка XVIII в., которую до сих пор используют западные исследователи и политики, занимающиеся вопросами геополитики.). Другие вызовы носят социально-экономический характер. Таким образом, российское образование сегодня — ресурс инновационного развития общества.
Основная цель введения историко-культурного стандарта — повышение качества школьного исторического образования, его соответствие современному уровню развития исторической науки и педагогики, методики преподавания истории, потребностям общества и государства, ориентированным на инновационные подходы и продвижение по пути цивилизационного развития, максимальное использование воспитательного, развивающего и образовательного потенциала истории, учет недостатков предыдущего этапа модернизации, в частности, чрезмерной политизированности в преподавании истории. Школьная история должна быть ориентирована на сплочение общества, формировать гражданскую солидарность, активную жизненную и гражданскую позицию, помогать школьникам в приобретении социокультурной и гражданской идентичности, ориентировать на нравственные примеры высокого служения Отечеству.
В ИКС заложен линейный принцип построения предмета взамен действующего сегодня концентрического, что меняет методические приоритеты при конструировании школьных курсов истории (сегодня в старшей школе используется проблемный метод освоения учебного исторического материала на базе уже изученного).
Одна из приоритетных тематических линий историко-культурного стандарта — создание единого историко-культурного и информационно-образовательного пространства.
По мнению разработчиков проекта ИКС, общие подходы к преподаванию истории образуют единое образовательное поле в обучении истории, помогают вычленить в содержании исторического образования тот материал, который всегда работал на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, и сориентировать на осмысление ценностного компонента, что стало возможным в результате обновления исторического содержания.
Историко-культурный стандарт усиливает те содержательные моменты в обучении истории, которые направлены на формирование гражданской идентичности школьников (общая историческая судьба народов России, создание единого многонационального государства, формирование российской нации, складывание общероссийского менталитета, исторически сложившиеся формы межнационального общения и взаимодействия во всех сферах государственной и общественной жизни, традиционные религии России и их роль в системе общественных отношений, значение России в мировой истории, значимые достижения науки и культуры, образ России и россиян в мире и др.).
Проанализируем основные методологические подходы к изложению и структурированию учебного материала в свете их воспитательного потенциала.
1. Многоуровневость истории показывает систему вертикальных связей: общероссийская, региональная, локальная история, история народов, семьи (формирование российской гражданской идентичности, социальной идентичности в широком смысле).
2. Многофакторный характер истории раскрывает все стороны развития общества и государства: экономика, политика, культура, традиционные религии и др. (формирование исторического мышления как основы российской идентичности).
3. Историко-антропологический подход раскрывает цивилизационное развитие как результат деятельности субъектов истории, дает представление о деятелях отечественной и зарубежной истории, наполняет школьную историю смыслами и мотивами деятельности (формирование мотивации, способности к оценочно-ценностной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к истории).
4. Историко-культурологический подход показывает формирование единого историко-культурного пространства России, особенности цивилизаций и культур (межкультурный диалог, уважение к другим культурам и народам, толерантность и др.) [3, с. 3].
На решение задач формирования российской идентичности направлена и тематическая линия, показывающая роль России в мировой истории. Привлекаемые в этой связи контекстные знания по всеобщей истории, помогают увидеть в сравнительно-историческом ключе процессы и явления мировой истории, цивилизационное развитие стран Европы и мира, общее и особенное в развитии национальных культур, что поможет объективно оценить вклад России в мировую культуру и науку.
Историко-культурный стандарт актуализирует нравственный пример в воспитании школьников. Разработчики стандарта создали галерею деятелей отечественной истории. Новшеством стало активное использование гендерного принципа, ранее не культивируемого, в отборе исторических личностей. Другим принципом стало обращение к истории религий, активное введение в историко-культурный оборот фактов из истории религиозно-культурной жизни, включение в перечень исторических лиц религиозных деятелей. Изучение традиционных религий России в культурологическом аспекте способствует объективно-историческому подходу в освещении приоритетов в духовно-нравственном развитии общества.
Нововведением стало и прямое формулирование оценочных суждений и выводов. В 1990-е гг. авторами программ и учебников был взят на вооружение принцип объективности и беспристрастности в изложении исторических событий, согласно которому автор не навязывает субъекту познания (ученику) своей точки зрения. В то время в практику подготовки учебников истории был внедрен принцип вариативности. Разработчики концепций учебников истории нового поколения и авторы учебной литературы активно вводили в процесс обучения способы и методы работы профессиональных историков: работа с историческими источниками разных типов, с точками зрения и мнениями историков-ученых. Так вырабатывались новые виды учебной познавательной деятельности школьников. Работа с ценностным компонентом исторической информации, формулирование собственных оценочных суждений и оценочных выводов — эти аспекты учебной деятельности развивали и обогащали личность учащихся. ИКС предусматривает работу с точками зрения и оценками, но в то же время стандарт дает ключевые версии и оценки событий, что ограничивает возможности учащихся в оценочной деятельности.
Принятие историко-культурного стандарта выявило две тенденции в развитии исторического образования. Первая — позитивная — выражается в снятии противоречий в преподавании истории, выявлении содержания актуального для формирования патриотических и нравственных качеств личности (борьба за независимость Отечества и другие близкие сюжеты); создание единого образовательного пространства, формирование единой системы базовых национальных ценностей. Вторая — негативная — сужение возможностей для личностной интерпретации явлений, событий и деятелей отечественной истории, для развития творческих сил и способностей учащихся.
Учитывая возможности открытого информационного общества, существует вероятность, что школьники столкнутся с недостоверными мнениями и оценками, более привлекательными для восприятия. Поэтому педагогам следует обратить внимание именно на деятельностный компонент обучения. Учащиеся, освоившие в школе способы и методы реконструкции исторической реальности, смогут убедительно аргументировать свою позицию, активно противостоять любым попыткам фальшивой интерпретации истории России и ее роли во всемирной истории.
Противоречия ИКС:
- Линейный принцип преподавания истории, введенный в ИКС, делает неэффективной, предусмотренную ФГОС среднего (полного) образования, уровневую дифференциацию (базовый и профильный уровни), а, соответственно, уменьшает возможности использования мотивации к изучению истории как воспитательного ресурса.
- Формулирование готовых оценочных выводов затрудняет осмысление истории на личностном уровне, объективно создает мотивы и предпосылки для поиска учащимися ответов за пределами школьного курса истории.
- Расширение знаниевого компонента (перечень персоналий, событий, хронологии) и необходимость усвоения этого учебного материала уменьшает возможности творческой самостоятельной деятельности учащихся, привносит определенные педагогические риски (необходимость освоить весь знаниевый материал, ориентация на ОГЭ и ЕГЭ).
- Снижение возможностей для реализации принципа вариативности в преподавании истории.
Таким образом, ИКС, с одной стороны, продолжает линию, начатую в 1990-е гг., которая заключается в обогащении методологии и фактологии преподавания школьной истории за счет введения перспективных теоретических и тематических направлений развития фундаментальной науки, с другой стороны, снижает дидактические возможности предмета, ограничивая выбор способов и направлений размышлений учащихся над некоторыми темами
|