Научная актуальность проблемы исследования идентичности студентов связана с рядом причин, придающих ей важное теоретическое звучание. Во-первых, в последнее десятилетие проблема идентичности становится предметом исследования психологов. Во-вторых, в настоящее время запрос на изучение проблемы идентичности в большой степени связан с ростом числа конфликтных ситуаций, трудностями социализации вследствие радикальных изменений структуры социальных норм и ценностей, одной из причин которых является межкультурное взаимодействие [3, с. 218]. Различные социальные группы имеют свои специфические представления и ценности, сквозь призму которых отдельный человек воспринимает окружающий мир. Осознание своей идентичности возникает из осознания своей принадлежности к социальной группе вместе с оценкой и эмоциональным отношением к этому групповому членству, так как у каждого индивида есть потребность быть включенным в социальную группу [1, с. 104].
Проанализируем социальную идентичность студентов различных национальностей с помощью теста «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой и Л. Зурхер), который используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности, связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т.е. с его образом «Я» или Я-концепцией [2, с. 82]. В исследовании приняли участие 256 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, из которых русских — 136 человек, белорусов — 64 человека, американцев — 56 человек.
Общими факторами для всех студентов является высокая рефлексия и способность к адекватному пониманию других людей. Возможно, это объясняется возрастными особенностями исследуемой выборки (18—25 лет), где общение является важнейшей частью данного периода.
Различия и сходства в социальной идентичности обнаружены между российскими и белорусскими, американскими и российскими, американскими и белорусскими студентами.
У российских и белорусских студентов присутствует завышенная самооценка, что характеризуется неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. С одной стороны, они гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Студенты ставят перед собой более высокие цели, чем могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.
Американцев, в отличие от других национальностей, отличает адекватная самооценка, которая состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности. Американские студенты ставят перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способны брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверены в себе, способны к жизненной самореализации.
Российские и белорусские студенты относятся к эмоционально-полярному типу, что отличает эмоционально-выразительных людей, у которых отношения с другими людьми зависят от того, насколько им человек нравится или не нравится. Напротив, американских студентов отличает уравновешенный тип. Для них, по сравнению с людьми эмоционально-полярного типа, характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми.
Готовность к переменам и способность студентов к изменениям присутствует только у белорусов, в отличие от американских и русских студентов.
Наличие косвенного варианта эмоционально-положительного обозначения своего пола, свидетельствующая о возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола проявляется у белорусских и американских студентов. Напротив, прямое обозначение пола присутствует у российских студентов, что говорит о сфере психосексуальности в целом и сравнении себя с представителями своего пола, в частности, является важной и принимаемой внутренней темой самоосознания.
У американской и российской выборки студентов имеется активность и сознательность действий, наличие ярко выраженной индивидуальности и сложности в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. Белорусских студентов отличает неуверенность в себе, стремление уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.
По сферам жизни у российских и белорусских студентов следующая градация значимости: семья, учеба, интимно-личностная сфера, работа, досуг. У американской выборки распределение иное: семья, досуг, учеба, интимно-личностная сфера.
Следует заметить, что у всех студентов есть свои недостатки. Например, у белорусских студентов присутствует потребность в постоянстве и определенности, слабая дифференцированность идентичности, недостаток уверенности, а также недооценка своей эффективности. Исследования российских студентов показывают недостаток ответственности, эмоциональность и демонстративность, недооценку своей эффективности. В результате исследования американской выборки, имеется потребность в определенности и постоянстве.
Преобладание таких личностных особенностей, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля присутствует у американских и российских студентов. Напротив, у белорусских студентов кризис идентичности, что связано с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.
Уточнение особенностей идентичности личности студентов разных национальностей осуществлялось по тесту М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» в модификации Л. Зурхера.
По его схеме осуществляется подсчет количества характеристик, относящихся к одному из четырех модусов «Я»: физическому, социальному, рефлексивному и океаническому. Графически представим процентное распределение модусов на каждую исследуемую выборку студентов разных национальностей (рис. 1—3).
Рис. 1. Модусный комплекс характеристик «Я» российских студентов
Рис. 2. Модусный комплекс характеристик «Я» американских студентов
Рис. 3. Модусный комплекс характеристик «Я» белорусских студентов
Из рисунков 1—3 видно, что в российской и американской выборках больший процент приходится на модус социального Я, что говорит о большей значимости социальных статусов, ролей и групповой принадлежности. В белорусской и российской выборках студентов, где больший процент рефлексивного Я, а, значит, имеется ориентация на субъективные свойства, вкусы и диспозиции. Кроме того, в данных выборках большой процент и физического Я, свидетельствующее о значимости микро-Я (обращение внутрь, замкнутое на себе), в отличие от американцев, где присутствует океаническое Я, характеризующее макро-Я (универсальные ценности, абстрактные идеи, трансцендентные процессы).
Кроме этого, упоминание своей национальной принадлежности («американец(ка)», «житель США») присутствует только у американских студентов, что свидетельствует о проявлении этнической идентичности, в отличие от российских и белорусских студентов, описывающих лишь свой социальный статус («студент», «мать», «дочь», «муж», «психолог», «юрист» и т.д.).
|